Поиск по этому блогу

четверг, 25 марта 2010 г.

Вопросы и ответы по метрологии.

В прошлом году прослушала курс лекций по метрологии и стандартизации качества  ПО,
 в этом сообщении обозначены основные вопросы курса и ответы на них. 
Думаю, что эта информация может быть полезна любознательным натурам :)





1)    Каким образом можно оценить степень компетентности высшего руководства компании, разрабатывающей ПО, в принятии решений по проблемам качества и степень готовности предприятия работать в соответствии с «принципами качества»?
- Отношение руководства предприятия к проблеме (политика и
ответственность )
- Статус подразделения качества и его руководителя
- Реальное положение дел с качеством на предприятии
- Порядок и способы рассмотрения проблем качества
- Уровень расходов на качество в процентах от общего
годового оборота предприятия
- Наличие подготовленных специалистов в области
обеспечения качества и функционирующей системы качества
- Меры по совершенствованию качества
- Наличие прямой и обратной связи с потребителем

2)    Семейство международных стандартов в области реализации качества ПО является:
Системными документами, содержащими минимальный набор требований для обеспечения качества процессов и продукта при его производстве и сопровождении.
3)    Чем определяется выбор модели процесса разработки ПО и модели качества на основе применения того или иного международного стандарта?
a)      Добровольным решением руководства предприятия
b)      Жизненным циклом продукта, производимого на предприятии.
4)    Сформулируйте три аксиомы системного подхода к совершенствованию деятельности компании, разрабатывающей ПО, в том числе и в сфере обеспечения его качества:
-1-я аксиома («технологическая»)
Любая деятельность может рассматриваться как процесс – и поэтому она может быть улучшена
-2-я аксиома («системная»)
Любое предприятие, предназначенное для производства продукта или оказания услуг, следует рассматривать как сложную систему
-З-я аксиома («ответственности»)
Высшее руководство предприятия должно осознанно взять на себя полную ответственность за создание качества и управление им
5)    Для выявления возможных дефектов ПО и их влияния на потребителя наиболее эффективным инструментом является:
FMEA – анализ
6)    Основная причина появления некачественного программного обеспечения:
Невозможность идеальной отладки программного обеспечения. Дело в том, что процесс исправления ошибок – длительный и кропотливый труд. Их количество всегда значительно. Даже готовый продукт содержит множество ошибок и недоработок. А исправление каждой ошибки обходится очень дорого и занимает большое количество человекочасов.
7)    Выработка управленческих решений в области менеджмента качества ПО происходит на следующем уровне управления организацией:
На стратегическом уровне.
8)    Основные показатели качества с точки зрения потребителя при коммерческом использовании программного продукта:
1 неадекватность функционирования программного продукта
2 недостаточное взаимодействие (несовместимость) продукта с другими программными, аппаратными и телекоммуникационными средствами
3 отказы программного продукта в процессе применения по назначению
4 замедленное время работы программного продукта и задержки представления им промежуточной и выходной информации
5 неполнота отражения информации
6 несоответствие хранимых данных и информации, вводимой оператором
7 потеря актуальности информации, циркулирующей в информационной системе
8 нарушения целостности информации
9 содержание сопроводительной документации и справочной системе программного продукта
9)    Шесть основных характеристик качества программного продукта, выделенные стандартами ISO 9126c1991 («Оценивание программного продукта.  Характеристики качества и руководящие указания по их применению»).
-надежность (Reliability)
-сопровождаемость (Maintainability)
-удобство использования (Usability)
-эффективность (Efficiency)
-функциональность (Functionality)
-переносимость (Portability)
10)   Перечислите стадии полного жизненного цикла программного продукта?
-Процесс приобретения.
-Процесс поставки.
-Процесс разработки.
-Процесс функционирования (эксплуатации).
-Процесс сопровождения.
11)   Какой базовый принцип положен в основу стандарта ISO 12207?
Стандарт определяет стратегию и общий порядок в создании и эксплуатации ПО, он
охватывает ЖЦ ПО от концептуализации идей до завершения ЖЦ.
12)   Какие стадии жизненного цикла ПО наиболее часто используют для выявления возможных дефектов разрабатываемого ПО?
-Процесс разработки.
-Процесс функционирования (эксплуатации).
-Процесс сопровождения.
13)   Каков реальный механизм управления процессом разработки ПО?
В настоящее время практически во всех организациях, разрабатывающих ПО, обеспечивается контроль важнейших проектных характеристик, таких как время, деньги, материальные ресурсы, квалификация персонала и т.д.
На основе статистической обработки данных формируются стандартные метрические показатели процесса, которые используются в дальнейшем для управления процессом и его совершенствования.
14)   Определение понятия «Метрика»,  применяемое при разработке ПО:
Метрика - система целевых показателей, которая задает ориентиры разработки и
критерии оценки качества разрабатываемого продукта
15)   Метрики, которые можно применять при оценке сложности программ.
Сложность графа связности, количество циклов, количество рекурсивных выражений, количество встроенных классов.
16)   СММ,  и назначение этого стандарта:
Capability Maturity Model, стандарт, определяющий критерии оценки зрелости
технологических процессов
17)   В чём заключается суть эволюции международных стандартов  в реализации «принципа качества ПО» - от стандартов семейства ISO 9000 к стандарту СММ?
Стандарт CMM состоит из критериев оценки зрелости организации и рецептов улучшения существующих процессов. В этом заключается принципиальное отличие от модели ISO
9001, где сформулированы только необходимые условия для достижения некоторого минимального уровня организованности процесса, и не дается никаких рекомендаций
по дальнейшему совершенствованию процессов.
18)     Основные принципы, положенные в основу стандарта СММ:
a)      Возможность построить полностью контролируемый процесс разработки ПО любой степени сложности;
b)      Понятие «зрелость» предприятия и отдельных его процессов;
c)       Направленность на создание качественного интеллектуального продукта.
19)   Признаки зрелой компании, разрабатывающей ПО:
• в компании имеются четко определенные и документированные процедуры управления требованиями, планирования проектной деятельности, управления конфигурацией, создания, тестирования и эксплуатации программных продуктов,
отработанные механизмы управления проектами
• эти процедуры постоянно уточняются и совершенствуются
• актуализированы внешние и созданы внутренние стандарты на ключевые процессы и процедуры;
• оценки времени, сложности и стоимости работ основываются на накопленном опыте, разработанных метриках и количественных показателях, что делает их достаточно
точными, а результаты – предсказуемыми!
• существуют обязательные для всех правила оформления методологической программной и пользовательской документации
• технологии незначительно меняются от проекта к проекту на основании стабильных и проверенных подходов и методик
• максимально используются наработанные в предыдущих проектах организационный и производственный опыт, программные модули, библиотеки программных средств
• активно апробируются и внедряются новые технологии, производится оценка их эффективности
20)   Что должна в целом иметь компания для получения сертификата 3-го уровня СММ?
Должны быть описаны и закреплены в документированной политике типичные действия, необходимые для многократного повторения: роли и ответственность участников, стандартные процедуры и операции, порядок действий, количественные показатели и метрики процессов, форматы документов и пр. Для создания и поддержания методологий в актуальном состоянии в организации уже подготовлена и постоянно функционирует специальная группа QA/QM. Компания регулярно проводит специальные тренинги для повышения профессионального уровня своих сотрудников. Управленческие и инженерные процессы документированы, стандартизованы и интегрированы в унифицированную для всей организации технологию создания ПО. Каждый проект использует утвержденную версию этой технологии, адаптированную к особенностям текущего проекта.

21)   Что такое Key Process Area и что входит в структуру этого понятия (можно рисунок)?
Каждый из уровней, кроме первого, состоит из нескольких ключевых областей процесса разработки программного обеспечения (Key Process Area), содержащих:
                      цели этой ключевой области (Goals)
                      обязательства по выполнению требований (Commitment to Perform)
      осуществимость выполнения (Ability to Perform)
      выполняемые действия (Activity Performed)
      измерение и анализ выполненных действий (Measurement and Analysis)
проверку внедрения (Verifying Implementation).
     22)   Перечислить несколько Key Process Area по уровням зрелости?
a)      Обеспечение качества разработки ПО;
b)      Определение процесса организации;
c)       Колич. управление процессами;
d)      Управление изменениями процесса, предотвращение ряда дефектов.
   
    23)   Установление требований начинается:
a)      Со специфицирования условия заказчика;
b)      С анализа ситуации на рынке ПО.
   24)   Управление требованиями это
Исполнением требований заказчика выполнить то, что он хочет;
Процессом установления соответствий и контроль степени соответствия условий договора и ТЗ.
  25)   Что такое методологии MSF и MOF?
Microsoft Solution Framework и Microsoft Operations Framework
Методики, описывающие способы организации деятельности по разработке ПО, опирающиеся на создание малых групп.
                Microsoft Solutions Framework – это комплект взаимосвязанных моделей, концепций,                         практик и руководств по созданию и внедрению распределенных программных и информационных систем, тиражируемых программных продуктов.
MOF призван обеспечить организации, создающие критически важные (Mission-Critical) IT-решения на базе продуктов и технологий Майкрософт, техническим руководством по достижению их надежности (Reliability), доступности (Availability), удобства сопровождения (Supportability) и управляемости (Manageability).
26)   Профиль программноий или информационной системы. 
Совокупность нескольких базовых стандартов с чётко определёнными и гарантированными подмножествами, обязательным и рек. возможн. предназнач. для реализации заданной функции.
27)   На базе каких международных стандартов производится совершенствование процесса разработки ПО и оценка его зрелости ?
CMMI

Комментариев нет:

Отправить комментарий